Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Обзор административной практики за октябрь 2019 г.

14:40 28 октября 2019 г.

Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ)
в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
(подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2019)

 

1. Заказчик не вправе установить запрет на поставку отечественного оборудования в случае, если закупаемый товар не включен в соответствующие постановления Правительства Российской Федерации.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

Частью 10 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение, в том числе, должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 20 информационной карты документации об Аукционе, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе).

Пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе "Условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств" установлено: "В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации", а также установлен перечень постановлений Правительства Российской Федерации, определяющих установление соответствующих ограничений и запретов, так, например: постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановление Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (перечень примеров, указанных в настоящем решении не является исчерпывающим), при этом, объектом закупки являются строительно-монтажные работы и, как установлено на заседании Комиссии, поставка соответствующих товаров (лекарственных средств, пищевых продуктов и иных), в рамках исполнения контракта не предусмотрена.

Вместе с тем, представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что ограничения и запреты на допуск продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации и установленные в документации об Аукционе, в рамках проведения закупки не применяются.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены ограничения и запреты на допуск продукции, происходящей из иностранных государств, предусмотренные постановлениями Правительства Российской Федерации, что, в свою очередь, не соответствует части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2019 г. по делу N 17/04/7.30-61/2019)

2. Заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование об указании в составе заявки помимо конкретных показателей товаров, требуемых к поставке, сведения о результатах испытаний таких товаров.

Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку свежих фруктов, овощей и замороженных ягод.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

1. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Частью 47 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в единой информационной системе.

Частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС 25.03.2019.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что разделом 22 информационной карты Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Подача заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке", что не соответствует части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации вышеуказанное требование к участникам закупки, не соответствуют части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на момент рассмотрения жалобы Заявителя сведений и информации, подтверждающих невозможность подачи заявки участниками закупки, не представлено.

2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно части 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:

1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;

3) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:

а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе);

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.

В соответствии с частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе требовать от участника открытого конкурса в электронной форме предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 2, 4 - 6 статьи 54.4. Закона о контрактной системе, не допускается.

На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технического задания части Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования к товарам: "Капуста белокочанная свежая" - Влажность не более 15%. Массовая доля аскорбиновой кислоты, %, не менее 0,2. Массовая доля золы общей, %, не более 3,0. Плоды шиповника должны быть расфасованы в мешки массой нетто не более 10 кг и другие.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Конкурсная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, требуемых к поставке, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 7 статьи 54.4 Закона о контрактной системе.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика не соответствуют пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 56.1 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 02.08.2019 г. по делу N 17/04/7.30-162/2019)

3. Члены комиссии заказчика обязаны исполнить предписание контролирующего органа в срок, установленный в предписании.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта оказание комплекса услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Решением Комиссии ФАС России по делу от 31.01.2019 N 19/44/105/267 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащего описания объекта закупки, а также ненадлежащей инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе; в действиях Аукционной комиссии выявлено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, выразившееся в принятии неправомерных решений об отказе в допуске к участию в Аукционе участникам закупки с порядковыми номерами заявок NN 138, 214, 152, 154, 189, 213 (Заявитель), 226, 67, 149, 63, 208.

На основании вышеуказанного решения Заказчику, Аукционной комиссии выдано Предписание, в том числе, об отмене протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и повторном рассмотрении заявок на участие в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом Решения.

Вместе с тем, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 18.02.2019 N 0373100041018000626-5, участникам закупки с порядковыми номерами заявок NN 214, 152, 154, 189 и 213 (Заявитель) повторно отказано в допуске к участию в Аукционе по основаниям, указанным в Решении, что не соответствует положениям части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией надлежащим образом не исполнено Предписание, что, в свою очередь, не соответствует пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении членов комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа за неисполнение предписания ФАС России.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2019 г. по делу N 17/04/7.30-75/2019)

4. Комиссия заказчика не вправе отказывать организации в допуске к участию в закупке по основаниям, установленным в документации о закупке и противоречащим Закону о контрактной системе.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта оказание комплекса услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки, Аукционной комиссией, Заказчиком Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки, условия контракта, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении закупки, объектом закупки является оказание комплекса услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию лифтового оборудования, при этом в техническом задании документации об Аукционе установлен также перечень товаров, используемых при оказании услуг, что, по мнению Комиссии вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить, какие сведения подлежат указанию в составе заявки на участие в Аукционе (описание оказываемых услуг и\или товаров, используемых при оказании соответствующих услуг), что не соответствует положениям пункта 1 части 1 статьи 64 и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция), поскольку установлены различные правила трактовки одинаковых символов Инструкции, что, в свою очередь, повлекло отказ в допуске к участию в Аукционе ряду участников закупки, так, например: участнику закупки с порядковым номером заявки N 67 отказано в допуске в связи с указанием сведений по пункту N 29 "Пускатель магнитный главного привода" не в соответствии с Инструкцией (в документации об Аукционе установлены требования: "Габаритные размеры должны быть более (В*Г*Ш) мм: Высота - 90 мм, Глубина - 100 м, Ширина - 40 мм; в составе заявки участника N 67 указано: Высота - 100 мм, Глубина - 100 мм, Ширина - 40 мм).

Согласно Инструкции, если слова "более", "менее", "не менее", "не более", "до", указаны перед размерами материалов, а размеры представлены в виде А*В или А*В*С (где А, В и С соответствующие параметры), то данные требования распространяются только на первый параметр.

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что участником закупки с порядковым номером заявки N 67 по пункту N 29 технического задания документации об Аукционе представлены сведения в отношении габаритных размеров товара не в соответствии с Инструкцией, а именно, что в вышеуказанном случае участникам закупки необходимо руководствоваться иным правилом Инструкции ("более" означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение), что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, которая не позволяет участникам закупки надлежащим образом сформировать предложение в отношении объекта закупки, что не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе повлекли ограничение количества участников Аукциона, а именно к отказу в допуске к участию в Аукционе участникам с порядковыми номерами заявок NN 138, 214, 152, 154, 189, 213, 226, 67, 149, 63, 208, что является нарушением части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении членов комиссии заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2019 г. по делу N 19/44/105/382/АК511-19)

5. Должностные лица заказчиков должны соблюдать сроки направления и размещения информации, предусмотренные Законом о контрактной системе.

В ФАС России поступили материалы ведомственной проверки, проведенной заказчиком.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев указанные материалы, установило следующие обстоятельства.

В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заказчиком Акты приема-сдачи оказанных услуг по государственному контракту от 29.12.2017 (далее - Акт) направлены для включения в реестр контрактов с нарушением пятидневного срока, установленного частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, а именно Акт N 577 от 06.09.2018 направлен 09.10.2018, Акты NN 544, 545 от 20.08.2018 направлены 11.09.2018.

Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП, за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию предусмотрена административная ответственность.

Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.

По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица заказчика к административной ответственности в виде штрафа.

(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 23.08.2019 г. по делу N 17/04/7.31-140/2019)

Источник информации: Гарант

 

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, 20
тел./факс: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21