Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары

Обзор судебной практики за апрель 2020 года

1. Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству транспортной развязки на пересечении автомобильной дороги.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Приложением N 5 документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в Аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ: "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная марки I тип А, соответствующая ГОСТ 9128-201: Наибольший размер минеральных зерен должен быть до 20; Щебень гранитный марки 800, фракция св. 40: Номинальные размеры зерен должны быть в диапазоне значений св. 40 до 80; Предел прочности при сжатии при температуре 50°C; Предел прочности при сжатии при температуре 20°C; Предел прочности при сжатии при температуре 0°C; Содержание щебня; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Содержание зерен крупностью св. 10 мм; Содержание зерен крупностью св. 5 мм; Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; Усадка пленки (изменение размеров) в течение 10 минут после удаления защитной подложки; Усадка пленки (изменение размеров) в течение 24 часов после удаления защитной подложки; Внешний вид; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 15 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 10 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 5 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 2,5 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 1,25 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,63 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,315 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,16 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 0,071 мм; Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 40 мм".

Таким образом, в документация об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Приложением N 5 документации об аукционе установлены, в том числе, следующие требования к описанию в первой части заявки на участие в аукционе характеристик товаров, используемых при выполнении работ: "Асфальтобетонная смесь дорожная мелкозернистая плотная марки I тип А, соответствующая ГОСТ 9128- 2013. Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия, введенного в действие приказом Росстандарта от 17.12.2013 N 2309-ст (далее - ГОСТ 9128-2013): наибольший размер минеральных зерен должен быть до 20; щебень гранитный марки 800, фракция св. 40; номинальные размеры зерен должны быть в диапазоне значений св. 40 до 80; предел прочности при сжатии при температуре 50°C; предел прочности при сжатии при температуре 20°C; предел прочности при сжатии при температуре 0°C; содержание щебня; содержание зерен крупностью св. 10 мм; содержание зерен крупностью св. 5 мм; содержание зерен крупностью менее 16 мм; содержание зерен крупностью св. 10 мм; содержание зерен крупностью св. 5 мм; содержание зерен крупностью менее 0,16 мм; усадка пленки (изменение размеров) в течение 10 минут после удаления защитной подложки; усадка пленки (изменение размеров) в течение 24 часов после удаления защитной подложки; внешний вид; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 15 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 10 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 5 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 2,5 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 1,25 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 0,63 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 0,315 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 0,16 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 0,071 мм; зерновой состав минеральной части: размер зерен не более 40 мм" (примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Согласно пункту 6.6. ГОСТ 9128-2013, значения показателей пределов прочности при сжатии при температуре 50°C, 20°C, 0°C, зернового состава минеральной части смеси определяются по результатам испытаний в соответствии с ГОСТ 12801-98. Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний, введенного постановлением Госстроя РФ от 24.11.1998 N 16 (далее - ГОСТ 12801-98).

Таким образом, в документации об аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара, при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара в пределах установленных заказчиком диапазонов не может свидетельствовать о поставке товара с аналогичными показателями, что в свою очередь может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В связи с чем, конкретные показатели товара, представляемые участниками в заявке на участие в аукционе, формируют условия поставки таких товаров, неисполнение которых может привести к расторжению контракта.

Таким образом, как обоснованно отметили ФАС России и суды, действия заказчика, установившего в документации об аукционе вышеуказанные требования к составу заявки на участие в аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе."

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.02.2020 г. по делу N А40-48371/19)

2. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2019 N 0372100048819000258-3 Заявитель признан победителем Аукциона.

24.05.2019 Заказчиком направлен проект контракта Заявителю с ценой контракта, предложенной Заявителем с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 294 754,79 рубля.

24.05.2019 Заявитель направил протокол разногласий с просьбой заключения государственного контракта, предложенной Заявителем в период проведения Аукциона 20.05.2019 без учета налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем, Заказчиком направлен в адрес Заявителя отказ учесть содержащиеся замечания в протоколе разногласий, а также повторно направлен проект контракта на подпись Заявителю.

Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что ООО "Ланнистер" (Заявитель) применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем цена государственного контракта не должна облагаться налогом на добавленную стоимость. При этом, в составе заявки Заявителя, представленной на заседании Комиссии, представлена выписка ЕГРЮЛ, согласно Заявитель применяет упрощенную систему налогообложения.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что цена государственного контракта включает в себя сумму НДС по действующей ставке. При этом, если поставщик применяет режим упрощенной системы налогообложения, он вправе самостоятельно перечислить в бюджет сумму НДС по государственному контракту либо вправе заключить с Заказчиком дополнительное соглашение к государственному контракту об исключении из цены контракта НДС.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п/п. 1 п. 3 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Поэтому любой участник закупки, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2019 N 0372100048819000258-3 ООО "Ланнистер" признан победителем аукциона.

24.05.2019 Заявителем направлен проект контракта ООО "Ланнистер" с ценой контракта, предложенной ООО "Ланнистер" с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 294 754,79 рубля.

24.05.2019 ООО "Ланнистер" направил протокол разногласий с просьбой заключения государственного контракта, предложенной учреждением в период проведения аукциона 20.05.2019 без учета налога на добавленную стоимость.

Учреждением направлен в адрес ООО "Ланнистер" отказ учесть содержащиеся замечания в протоколе разногласий, а также повторно направлен проект контракта на подпись ООО "Ланнистер".

В составе заявки ООО "Ланнистер" представлена выписка ЕГРЮЛ, согласно которой, ООО "Ланнистер" применяет упрощенную систему налогообложения.

В связи с этим, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу, что действия заказчика нарушают ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта "включая НДС", в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС.

Следовательно, при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием "НДС не облагается" с указанием основания.

Вышеизложенная позиция подтверждается судебной практикой (определением Верховного суда Российской Федерации от 19.03.2019 N 302-КГ18-24863). "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 г. по делу N А40-146460/19)

3. Инструкция документации о закупке должна содержать точный механизм заполнения заявки на участие в закупке.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение общестроительных работ на объекте.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержат конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе от 18.06.2019 N 0102200001619002374-0 (далее - Протокол) участнику с порядковым номером "105295546" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе на основании, в том числе следующего: "В пункте 1 первой части заявки участник закупки предлагает к использованию бетон мелкозернистый с наибольшей крупностью заполнителя 10 мм. В пунктах 24, 50 первой части заявки на участие не представлен конкретный показатель наибольшей крупности зерен заполнителя строительного раствора (в заявке представлено значение "не более 2,5 мм"). В пункте 65 первой части заявки на участие не представлены конкретные показатели смеси асфальтобетонной типа Б".

На заседании установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит, в том числе следующие требования к товарам: "Бетоны тяжелые и мелкозернистые: "крупность заполнителя мелкозернистого бетона не может превышать 5 мм". Бетон: "наибольшая крупность заполнителя не более 10 мм". Раствор: "Наибольшая крупность зерен заполнителя должна быть не более 2,5 мм". Смесь: "Смесь асфальтобетонная должна соответствовать ГОСТ 9128-2013 и быть горячая, щебеночная, мелкозернистая, плотная с наибольшим размером зерен не более 20 мм. Смесь должна быть однородной, коэффициент вариации показателей предела прочности при сжатии при температуре 500С не более 0,18. Марка смеси I; II. Зерновой состав минеральной части должен быть непрерывным или прерывистым: доля зерен размером не более 20 мм должна быть в диапазоне от 90 до 100% по массе, не более 15 мм - в диапазоне от 75 до 100% по массе, не более 10 мм - в диапазоне от 62 до 100% по массе, не более 5 мм - в диапазоне от 40 до 60% по массе, не более 0,315 мм - в диапазоне от 10 до 34% по массе, не более 2,5 мм - в диапазоне от 28 до 60% по массе, не более 1,25 мм - в диапазоне от 20 до 60% по массе, не более 0,16 мм - в диапазоне от 6 до 20% по массе, не более 0,071 мм - в диапазоне от 4 до 12% по массе, не более 0,63 мм - в диапазоне от 14 до 60% по массе. Тип А, Б".

Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.

Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Аукционе по вышеуказанным позициям.

Кроме того, согласно Протоколу, Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании следующего:

Техническое задание документации об Аукционе содержит в том числе следующее: "Все товары (материалы), используемые при производстве работ, должны соответствовать требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, в действующих редакциях.

Все используемые товары (материалы) должны быть новыми товарами (материалами) - товарами (материалами), которые не были в употреблении, в ремонте, в том числе которые не были восстановлены, у которых не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства".

При этом, согласно Протоколу: "в первой части заявки на участие не представлены конкретные показатели о соответствии материалов установленным общим требованиям ко всем товарам (материалам)".

Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в закупке (далее - Инструкция) и техническому заданию документации об Аукционе участникам в составе первой части заявки на участие в закупке необходимо представить конкретные значения характеристик товаров, при этом вышеуказанная информация не относится к конкретным показателям характеристик товаров.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что на основании положений Инструкции потенциальному участнику не представляется возможным определить необходимость указания данных сведений в составе первой части заявки на участие в закупки.

Кроме того, при подаче заявки на участие в закупке Заявитель дал согласие на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе Заявителю в допуске на участие в Аукционе по вышеуказанному основанию.

Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что, в том числе по указанному основанию были отклонена заявки участника закупки с порядковым номером "105307069".

Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к выводу о законности и обоснованности решения ФАС России.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2020 г. по делу N А40-286516/19-121-2145)

4. Заказчик обязан предусмотреть в проекте контракта особенности налогообложения для юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту.

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

Комиссией установлено, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не установивших в проекте государственного контракта вышеуказанное условие, нарушают пункт 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заказчик, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Позиция об обязательности включения в проект контракта условия, предусмотренного пунктом 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, также содержится в Письмах Минфина России от 21.12.2018 N 03-07-11/93342, от 16.02.2018 N 24-01-07/9833.

Как было указано ранее, в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, довод заявителя о том, что в действиях Заказчика отсутствует нарушения части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Обязательность включения в проект контракта условия, предусмотренного частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, подтверждается судебной практикой, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 05.03.2018 N 305-КГ18-210 по делу N А40-8955/17, а также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29.09.2017 N Ф05-13549/2017 по делу N А40-237042/2016.

При таких данных, суд соглашается с выводом контрольного органа о нарушении Заказчиком пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.02.2020 г. по делу N А40-267674/19-121-2047)

5. Заказчик обязан дать ответ на запрос о разъяснении документации о закупке в срок, установленный в документации о закупке.

Заказчик проводил электронный аукцион на право заключения контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги.

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не дан ответ на разъяснение положений документации об Аукционе.

Частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии со статьей 19 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним день. В части 1 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Согласно сведениям ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 03.07.2019.

Пунктом 11.3 информационной карты документации об Аукцион установлено, что датой окончания срока предоставления разъяснений является 01.07.2019.

При этом, датой окончания подачи участником закупки запроса на разъяснение положений документации об Аукционе, в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, является 29.06.2019.

Вместе с тем, 29.06.2019 - суббота, в связи с чем дата окончания подачи участником закупки запроса на разъяснение положений документации об Аукционе переносится на следующий рабочий день, а именно 01.07.2019.

На заседании Комиссии установлено, что Заявителем подан запрос на разъяснение положений документации об Аукционе 01.07.2019 в 18:17.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что ими не дан ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе в связи с тем, что вышеуказанный запрос поступил после окончания рабочего дня.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не давших ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Участник закупки, не согласившись с решением ФАС России, обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев материалы дела, заслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам "Согласно сведениям ЕИС датой окончания подачи заявок на участие в Аукционе является 03.07.2019.

Пунктом 11.3 информационной карты документации об Аукцион установлено, что датой окончания срока предоставления разъяснений является 01.07.2019.

При этом датой окончания подачи участником закупки запроса на разъяснение положений документации об Аукционе, в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, является 29.06.2019.

Вместе с тем, 29.06.2019 - суббота, в связи с чем дата окончания подачи участником закупки запроса на разъяснение положений документации об Аукционе переносится на следующий рабочий день, а именно 01.07.2019.

ООО "ВАЗ-Строй" подан запрос на разъяснение положений документации об Аукционе 01.07.2019 в 18:17.

В соответствии с частью 2 статьи 194 Гражданского кодекса РФ, письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ, заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, действия Заказчика и Уполномоченного органа, не давших ответ на запрос разъяснений положений документации об Аукционе в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе. "

Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.

(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2020 г. по делу N А40-271335/19-121-2066)

Источник информации: Гарант

Муниципальное казенное учреждение «Центр организации закупок» города Чебоксары
Юридический и фактический адрес: Российская Федерация, 428017, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Пирогова, д. 20.
Телефон: 8 (8352) 23-41-07, 23-41-21